Как аутичные дети воспринимают внешний мир

Тип статьи:
Авторская

В процессе своей профессиональной деятельности психологи и психиатры довольно часто встречаются с детьми, у которых проявляются ярко выраженные особенности развития эмоционально-волевой сферы или выставлен диагноз ранний детский аутизм. Под аутизмом понимают особенности поведения, которое выражается в нарушения внешних контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний. Такое определение аутизма использует официальная психология. Данный термин, который впервые применил швейцарский психиатром и психологом Э. Блейлер, обозначает целый комплекс психических и поведенческих расстройств.

Детский аутизм может выражаться и проявляться по разному. В наше время чаще всего используют классификацию, разработанную группой ученых под руководством О.С. Никольской. В их работе основой для систематизации групп аутичных детей стало изучение способа взаимодействия ребёнка с окружающим миром и способы защиты, вырабатываемые детьми с ранним детским аутизмом.

При расстройствах аутического спектра у детей часто встречается искажение эмоционально-волевой сферы. Дети с аутизмом больше других подвержены разнообразным страхам, что приводит к их неадекватному поведению, негативному отношению к окружающей обстановке, агрессивности, уходу от общения даже с близкими людьми, отсутствию интереса к изучению и пониманию окружающего мира. Это ведёт к проявлению эмоциональной незрелости ребенка (возникает задержка эмоционально-психического развития), отсутствию адекватного эмоционального реагирования. И это происходит в связи с неумением различать эмоциональные состояния окружающих людей по их проявлениям: мимике, жестам, движениям.

Одна из особенностей проявления аутизма при взаимодействии ребенка с другими детьми – непонимание им чувств, испытываемых партнером при взаимодействии, так как другие люди часто воспринимаются аутистом не как живые и чувствующие субъекты, а скорее как движущиеся объекты, не имеющие своих чувств, желаний и потребностей. Отсюда возникает нежелание и неспособность аутичного ребенка выразить то, что он хочет и чувствует, что приводит к обратному эффекту, то есть многие из взаимодействующих с ним детей рассматривают его как существо, не имеющее иных потребностей, кроме потребностей к жизнедеятельности. Попытки объяснить аутичному ребенку ошибки взаимодействия при помощи речи редко достигают долговременного результата и часто приводят к возникновению отрицательных эмоций обеих сторон.

К чему приводит непонимание чувственно-эмоционального мира других людей приводит к тому, аутичному ребёнку другие дети кажутся слишком непредсказуемыми и опасными. В итоге аутист может видеть свою безопасность только в неодушевлённых вещах.

Аутичного ребёнка нужно научить правильно воспринимать эмоциональную сферу других людей, а также соотносить эмоциональные проявления с причинами и последствиями возникновения. Поэтому доминирующая задача психолога при стабилизации эмоциональной сферы детей с детским аутизмом — это научить распознавать эмоциональные состояния, понимать поведение людей, видеть мотивы поступков окружающих, обогатить эмоциональный опыт, адаптироваться к коллективу с перспективой дальнейшей социализации ребёнка.

В то же время необходимо учитывать, что начинать работу с такими детьми нужно с установления первичного контакта, создания положительного эмоционального климата и комфортной психологической атмосферы для занятий. Ребёнок должен доверять психологу и не ощущать исходящую от него опасность. Адаптационный период работы по этому причине может растянуться на нескольких месяцев.

Следует соблюдать осторожность и деликатность, общаясь с аутичным ребенком, а также вести постоянное и целенаправленное наблюдение за ним. Замечая и интерпретируя вслух каждое его слово и жест, мы способствуем расширению внутреннего мира такого ребенка и подталкиваем его к необходимости выражать свои мысли, чувства и эмоции словами. Важным фактором успеха психологической работы является гибкое построение занятие, и умение выявить стимулы коррекционной работы основываясь на особенностях поведения аутичного ребёнка в процессе общения. При работе с аутичными детьми необходимо учитывать некоторые важные особенности:

  • переход от одной части занятия к другой должен быть достаточно быстрым, органичным, чтобы при этом ребёнок не ушёл в себя;
  • необходимо постоянно закреплять полученные навыки навыков путем повторения упражнений и систематически предъявляемых требований;
  • вопросы и занятия необходимо адаптировать к каждому конкретному ребёнку;
  • при обучении аутичного ребенка можно широко использовать схемы и модели;
  • следует использовать любую реакцию в поведении ребенка, положительную или отрицательную как материал для совместной деятельности, но при этом всегда надо переводить негативные эмоции в позитивные;
  • итоги занятия обязательно нужно обсуждать с родителями содержание занятия, достижения ребенка, непонятные моменты, домашнее задание;
  • обязательное закрепление содержания занятий в повседневной жизни;
  • все новые аспекты нужно вносить в жизнь ребенка постепенно и дозировано.

В качестве методов и приемов в работе при развитии и коррекции эмоциональной сферы аутичных детей психологи чаще всего используют следующее:

  • игровая терапия (игры-драмматизации, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игры-упражнения на эмоции и эмоциональный контакт);
  • психологическая гимнастика (этюды, мимика, пантомимика);
  • беседа на заданную тему;
  • обучение выражению своего эмоционального состояния в рисунке, музыке;
  • использование наглядных пособий (фотографий, рисунков, схем, графических изображений, символов);
  • активно используют приёмы психологического тренинга.

Успешно преодоление всех проявления аутического поведения возможно только с участием в коррекционном процессе родителей. Здесь необходимо перед началом работы заняться просветительской деятельностью. Работая с родителями детей с аутизмом, необходимо знакомить их с особенностями развития их ребенка, оказывать необходимую психологическую поддержку. Положительная динамика в работе возможна при активной совместной деятельности специалистов и родителей.

С другой стороны, можно заметить что успешная психологическая работа с аутичным ребёнком возможна только тогда, когда психолог имеет хорошую подготовку для работы с такими детьми. Потому для с аутичными детьми должны работать только грамотные и квалифицированные психологи.

Кто желает оставить комментарии к этой статье, пожалуйста, пишите не стесняясь в выражениях.

11149
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!