Междисциплинарный Центр Реабилитации

Особенности самостимуляций и стимминга у аутистов

Особенности самостимуляций и стимминга у аутистов

Когда люди обсуждают особенности аутичного поведения, то одной из распространённый тем обсуждения является самостимуляция, известная также под термином "стимминг". Обычно стиммингом называют бесцельные, повторяющиеся движения.

Стимминг - это самостимулирующее поведение, которое является повторяющимся движением тела или действием с объектом.

Стимминг очень часто сопровождает аутистические расстройства и является признаком существенного отклонения развития ребёнка. В тоже время стимминг само по себе - это вредное явление, так как оно нарушает способность к концентрации и отвлекает внимание. Поэтому стимминг сам по себе может быть причиной прогрессирующих отклонений в развитии. Но остановить стимминг довольно сложно, потому что он ощущается аутистом как польза. Поэтому необходимо определить причину и следствие неуместного поведения и заменить агрессивное поведение на что-то более подходящее.

Стимминг может встречаться и у нейротипичных людей. Широко распространены такие особенности поведения, как стук пальцев по столу, игра со своими волосами и тд. Разница между нормальным стиммингом и стиммингом при аутизме состоит только в степени и частоте. В то время как любой нормальный человек может иметь привычку время от времени постукивать пальцами, аутичный человек будет прыгать и кружиться по комнате (что куда больше бросается в глаза), и он также будет делать это гораздо чаще. Возможно причина этого состоит в том, что посредством стимминга аутист пытается понять, как воспринимать все вокруг.

Когда мы только рождаемся, мы не различаем сенсорные сигналы. Например, маленький ребенок, который только учится ходить, обладает мышечной силой, чтобы ходить прямо, но когда он встает, он тут же падает. Это потому, что он еще не разобрался в собственных ощущениях. Он не знает, что определенное давление в пятках означает, что он падает назад, или что давление в носках значит, что он падает вперед. У него еще не развились навыки получения сенсорной обратной связи. Для развития сенсорной обратной связи маленькому ребенку нужно как можно больше сенсорной стимуляции, чтобы тестировать различные ощущения и «откалибровать» все свои чувства.

Тоже самое относится и к привычке маленьких детей всё тянуть в рот. Дети таким образом развивают чувство вкуса и прикосновения. Поэтому маленьких детей хлебом не корми, дай побалансировать на каких-нибудь бордюрах или бревнах. Не даром детские площадки оборудуют разными качелями, каруселями и горками. Для маленьких детей это возможность развивать тактильную обратную связь, и они биологически предрасположены это делать. Маленький ребенок не рассуждает о том, что ему нужно качаться на качелях, потому что он подсчитал, насколько у него развиты чувства, и определил, что ему нужно еще попрактиковаться. Маленький ребенок любит играть на качелях, потому что у него есть подсознательное, инстинктивное желание развивать свои сенсорные ощущения, и это делает такие предметы как батуты источником огромного веселья.

По мере того как люди взрослеют и начинают лучше ориентироваться в сенсорных ощущениях, они перестают получать такое же удовольствие от балансирования на бревне или раскачивания на качелях. В то время как двухлетний ребенок получает огромную радость от балансирования или раскачивания, это связано с инстинктивной потребностью протестировать свои ощущения и лучше узнать окружающий мир. Когда люди вырастают и знакомятся с окружающим миром, у них исчезает инстинктивное желание тестировать свои ощущения. Так что качели и карусели теряют свою былую привлекательность, которую они имели в детстве. Причина, по которой аутичные люди занимаются самостимулирующим поведением – они «застряли» в этой младенческой фазе развития собственных ощущений. Другими словами, их мозг так и не решил, на что же похож окружающий мир.

Как и в случае с другими проявлениями аутизма, это связано с тем, что функционирование и развитие мозга отличается от обычного. Когда маленький ребенок играет на качелях или кружится на одном месте, его мозг получает сенсорную обратную связь. Но в отличие от обычного человека, который учится с помощью этой обратной связи, у аутичного человека эта информация теряется или неправильно интерпретируется. Это означает, что их чувства так и не становятся «откалиброванными», а стремление к получению сенсорных ощущений остается очень похожим на поведение младенца.

Стимминг – это больше, чем просто получение тактильной обратной связи. Все чувства человека нуждаются в калибровке. Так что ваш ребенок может ходить туда-сюда и издавать странные звуки или говорить сам с собой, просто чтобы услышать свой собственный голос. Это значит, что он пытается откалибровать свое слуховое восприятие. Все обычные маленькие дети делают нечто похожее – сначала они просто гулят, потом повторяют чужие слова и фразы, потом говорят сами с собой. Когда ребенок более старшего возраста продолжает повторять одни и те же слова снова и снова или издает звуки – это просто попытка удовлетворить потребность организма в обратной связи. Таким же образом ваш ребенок может раскачивать или трясти различными предметами у себя перед глазами – это попытка откалибровать зрительное восприятие. Стимминг не обязательно должен быть движением вроде раскачивания взад и вперед.

Это объясняет, почему на стимминг обычно начинают обращать внимание, только когда ребенок подрастает. Когда годовалый ребенок наматывает круги или прыгает с одной ноги на другую, родители считают это совершенно нормальным поведением. Однако когда аутичный восьмилетний ребенок постоянно делает то же самое, это кажется немножко странным и получает ярлык «самостимулирующее поведение». В реальности ваш ребенок старшего возраста просто делает то же самое, что и совсем маленький ребенок, он инстинктивно тестирует свои чувства. Как и в случае с совсем маленьким ребенком, аутичный человек не делает этого сознательно, он не выбирает стимминг. Это совершенно инстинктивный процесс, он происходит бессознательно, автоматически. Очень часто аутичные люди сами не осознают свой стимминг, например, не замечают, что они начали раскачиваться взад и вперед, точно так же этого не замечает и маленький ребенок.

Чаще всего можно встретить следующие виды самостимулирующего поведения:

  • Визуальный стимминг: аутист может размахивать пальцами перед глазами, часто моргать,вращать глазами или, наоборот, безотрывно смотреть на огонь.
  • Звуковой стимминг: аутист издает неречевые звуки, щелкает пальцами, закрывает уши руками.
  • Тактильный стимминг: аутист трет кожу руками или другими объектами, царапает кожу, чешется.
  • Вестибулярный стимминг: аутист раскачивается корпусом взад-вперед, качается из стороны в сторону.
  • Вкусовой стиммнг: аутист облизывает предметы или части тела, кладет в рот предметы.
  • Обонятельный стимминг: аутист явно вдыхает привлекающие запахи, обнюхивает привлекающие внимание предметы.

Следует заметить, что остановить стимминг бывает очень трудно, так как сам аутист часто не замечает аутостимуляций в своём поведении. Более того, он может нуждаться в этих стимуляциях. Однако ниже постараемся привести ряд практических советов, которые помогут уменьшить это вредное явление:

  1. Внимательно наблюдайте за человеком, когда он в стимминге. Вы наверняка знаете о пользе ведения дневника, в котором вы записываете как живет ребенок с аутизмом - стимминг важная часть жизни аутиста, поэтому не забывайте отмечать все, что с ним связано. Обязательно отмечайте, что именно предшествовало ситммингу, сделайте запись о том, что аутист делал непосредственно перед тем, как началось это поведение. Опишите стимминг как можно тщательнее, а также обратите внимание на то, что произошло после того, как случился эпизод стимминга. Соберите несколько примеров различных поведений. Например, "Перед стиммингом: ребенок смотрел телевизор, папа выключил его. Поведение в стимминге: ребенок кричал и тянул папу за руку к телевизору. Результат: "голубой экран" был включен снова.
  2. Просмотрите информацию, собранную для идентификации функции поведения. Это поведение аутиста демонстрирующее желание получить награду, это может быть сенсорная необходимость или просто способ привлечь ваше внимание.Является ли поведение аутиста при стимминге демонстрацией желания избежать деятельности или ситуации? Или является ли поведение следствием неожиданного изменения рутины? Ребенок был занят приятной деятельностью (например, просмотр мультфильмов), а затем лишен ее?
  3. Создайте план для управления поведением аутиста. Если функция поведения является получение вознаграждения, научите ребенка с аутизмом просить предметы, которые нужны более соответствующим образом, используя символы, знаки или речь. Если функция стимминга является удовлетворение сенсорной необходимости, предложите более подходящие пути для удовлетворения этой потребности. Например, если ребенок машет пальцами перед своими глазами, он требует визуальной стимуляции. Дайте ему альтернативу, например, визуально стимулирующие программы для компьютера или простые игрушки. Если стимминг возникает с целью избежания ситуации, тогда научите аутиста просить перерыв в деятельности в спокойной манере, используя символы, знаки или речь.

В заключении приведём несколько простых рекомендаций, которые могут помочь в предупреждении появления самостимуляции. Основным подходом будет являться замена стимминга другими более подходящими вариантами стимуляции:

  • Визуальные: простые увлекательные игрушки - светящиеся шары, указки, юла, калейдоскоп, глобус, или, ТВ или видео, компьютерные программы и т.д.
  • Слуховые: музыкальные инструменты, радио, игрушки, музыкальные шкатулки, ТВ или видео, смартфон и т.д.
  • Тактильные: Душ с массажем, мягкие игрушки, предметы, которые касаются тела, массажер, песка, обрезки различных текстурированных материалов и т.д.
  • Вестибулярные или проприоцептивные: лошадка-качалка или кресло, мяч для терапии, гамак, качели, офисное кресло, горка, карусели, батуты.
  • Запах: товары, которые пахнут, душистые ручки и карандаши, ароматические масла, благовония, ароматические свечи.
  • Вкус и оральная стимуляция: кисло-сладкие контрасты, горячие и холодные контрасты, сильные ароматизированные чипсы или сладости, густые коктейли через соломинку, жевательная резинка или конфеты и т.д.

Надеюсь, что приведённые выши рекомендации помогут вам в борьбе со стиммингом.

16:21
15513
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!