Что такое патологическое избегание требований?

Синдром Аспергера

Что такое патологическое избегание требований?

Патологическое избегание требований (ПИТ) - последнее время считается характерной особенностью поведения, которую можно встретить у некоторых людей с расстройствами поведения аутического спектра.

Люди у которых наблюдается патологическое избегание требований, испытывают некоторые трудности в общении, социальном взаимодействии, наличии ограниченных и повторяющихся моделей поведения, видов деятельности и интересов с другими людьми. В тоже время эти люди испытывают крайне сильное стремление избегать повседневных требований и ожиданий. Такое избегающее требований поведение основано на потребности в контроле, которая, в свою очередь, базируется на тревоге.

Хотя такое поведенческое отклонение, как патологическое избегание требований, встречается относительно редко, тем не менее важно уметь распознавать и понимать данную особенность поведения. Это поможет оптимально и эффективно помочь человеку в преодолении трудностей с коммуникацией.

Иногда кажется, что люди с патологическим избеганием требований лучше понимают социальные ситуации и обладают лучшими коммуникативными навыками по сравнению с другими аутистами, и возможно даже способны использовать это в своих интересах. Но это не так. На самом деле ПИТ является дополнительным барьером к правильному субъективному восприятию реальности, и это ведёт дополнительным сложностям в коммуникации с другими людьми.

Существуют следующие признаки, которые характеризуют людей с патологическим избеганием требований:

  • сопротивляются обычным требованиям жизни и избегают их;
  • используют социальные стратегии как часть избегания — например, отвлечение, отговорки;
  • выглядят общительными, но им не хватает понимания;
  • импульсивны, испытывают чрезмерные колебания настроения;
  • чувствуют себя комфортно в ролевых играх и притворстве;
  • проявляют навязчивое поведение, которое нередко ориентировано на других людей.

Люди с ПИТ очень часто стремятся контролировать и доминировать, особенно когда они ощущают тревогу. Впрочем, такие люди также могут быть загадочными и очаровательными, если чувствуют себя в безопасности и ощущают контроль над ситуацией. Важно признать, что эти люди имеют скрытую инвалидность. Люди у которых наблюдается патологическое избегание требований нуждаются в поддержке и помощи окружающих людей. Своевременная и раннее выявление ПИТ среди аутистов позволяет вовремя начать реабилитационные мероприятия.

Как правило, патологическое избегание требований не появляется внезапно. Ряд исследователей отмечают, что у людей с ПИТ наблюдались также некоторые особенности поведения и в детском возрасте:

  • такие дети не тянулись к интересующим их предметам и людям;
  • бросали игрушки;
  • смотрели на происходящее без интереса
  • испытывали задержки в развитии

В процессе роста и развития, по отношению к таким детям возрастают требования со стороны окружения, что вызывает внутренний протест. Некоторые дети сопротивляются с самого начала, добиваясь что бы вокруг соответствовало их требованиям.

Многие родители трактовали раннее проявление ПИТ как плохое воспитание. Однако одного воспитания здесь недостаточно для исправления ситуации, и в последующем подобные отклонения перерастают в патологическое избегание требований.

Главная характеристика патологического избегания требований - это нарастание общей тревожности при появлении дополнительных требований. Именно степень и экстремальный характер этого избегания, вместе с проявлениями социально шокирующего поведения, приводят к тому, что его называют "патологическим".

Иногда у людей с ПИТ даже простые ежедневные ожидания вызывают сильный стресс, и они в поразительной степени пытаются избежать требований. Требования могут быть даже самыми элементарными — пришло время вставать с постели, выйти из дома или присоединиться к какой-либо деятельности. Порой любое предложение другого человека воспринимается как требование. Это может проявляться даже в том случае, когда человек, кажется, сам хочет сделать то, что было ему предложено.

Некоторые люди с ПИТ обладают достаточным социальным пониманием, чтобы адаптировать свои стратегии под человека, выдающего требование. Родители очень часто используют слово "манипулирование", чтобы описать данный аспект поведения своего ребенка и говорят, что это, вероятно, его наибольшее мастерство. "Вот если бы он приложил хотя бы половину тех усилий, что затрачивает на избегание, чтобы делать то, что я хочу", — говорят они.

В некоторых случаях наличие ПИТ приводит к вспышкам агрессии. Вероятно, это форма паники, и обычно это проявляется, когда другие стратегии не сработали или тревога очень сильная. Человек может внезапно начать кричать, бросаться вещами и физически "выходить из себя".

Внешние особенности проявления патологического избегания требований:

  • эти люди внешне выглядят общительными;
  • изучили немало правил этикета и способны вежливо отказаться от требования или предложения;
  • внешне выглядят хорошо понимающими;
  • демонстрируют отсутствие тонкости и глубины;
  • испытывают сложности в понимании границ, принятии социальных обязательств и ответственности за свои действия;
  • демонстрируют противоречивое поведение и изменчивость настроения;
  • в детстве имеют недостаток чувства гордости и стыда, ведут себя слишком свободно;
  • в детстве не понимают неписаных социальных границ между взрослыми и детьми, могут вести себя фамильярно или начальственно;

У аутистов очень часто встречаются трудности с регулированием эмоций, и особенно эта проблема встречается у людей с ПИТ. Эти люди могут настолько внезапно переключаться от одного настроения к другому, что это выглядит как будто "включили и выключили свет". Другим людям подобные эмоциональные проявления могут показаться чрезмерно драматичными, как актерская игра, и порой не имеющими очевидной причины. Однако подобное переключение настроения бывает ответом на давление или требования, и обусловлено оно необходимостью держать ситуацию под контролем. Всё это приводит о общей непредсказуемости поведения у людей склонных к патологическому избеганию требований.

Подавляющее большинство детей с ПИТ испытывает задержки в том или ином аспекте своего раннего речевого и языкового развития - хотя это может зависеть от их интеллектуальных способностей — такие дети часто неожиданно нагоняют отставание.

Люди с профилем ПИТ используют глазной контакт более общепринятым способом (за исключением ситуаций избегания требований) и лучше соблюдают очерёдность разговора, чем другие люди в спектре аутизма.

Как правило, они испытывают меньше трудностей в понимании невербального общения. Однако некоторые из них сталкиваются с такими проблемами, как буквальное восприятие слов и непонимание сарказма и поддразнивания.

В то время как большинство людей с ПИТ свободно использует экспрессивную речь, некоторые испытывают сложности с её пониманием. Они могут иметь трудности с обработкой того, что слышат, и нуждаться в дополнительном времени для этого. Эти проблемы способны привести к недопониманию и нарушению процесса общения, что также может отражаться на их поведении.

Сильные увлечения и специальные интересы, преследуемые в "навязчивой" степени, очень характерны для людей с любой разновидностью аутизма. Тем не менее избегающее требований поведение само по себе обычно ощущается "навязчивым".

Люди с ПИТ могут сильно увлекаться вымышленными персонажами и сценариями. Предметы фиксации для людей с ПИТ также могут иметь отношение к конкретным лицам, с которыми они взаимодействуют. Это способно привести к обвинениям, виктимизации и преследованиям, что вызывает проблемы в отношениях со сверстниками.

Подобно людям с другими разновидностями аутизма, люди с ПИТ могут испытывать проблемы в обработке повседневной сенсорной информации, такой как звук, зрительные образы, запах, вкусовые ощущения и прикосновения. Они также могут иметь вестибулярные (касающиеся удержания равновесия) и проприоцепторные (касающиеся осознания тела) трудности.

Многие люди с ПИТ могут испытывать серьёзные проблемы контроля и регулирования своих эмоций, особенно гнева. В детстве это может приобретать форму как затяжных мелтдаунов, так и менее драматичных стратегий избегания — например, отвлечение и отговорки. Важно рассматривать это как крайнюю степень тревоги или "панические атаки" и относиться к этому соответствующим образом. Попробуйте использовать ободрение, успокаивающие стратегии и методы деэскалации.

Аналогично другим видам нарушений поведения аутистического спектра, поведение человека с ПИТ может варьироваться в зависимости от обстоятельств. Например, ребенок может быть очень тревожным дома, но спокойным в школе. Это выученная стратегия выживания, и непонимание реальных причин данных различий способно заставить родителей чувствовать себя в изоляции и несостоятельными. В других случаях «вспышки» гораздо хуже в школе, где требования могут оказаться значительно выше, и это способно привести к множественным исключениям из школы в раннем возрасте. У некоторых детей тревога способна развиться до такой степени, что они будут отказываться ходить в школу.

Поскольку ПИТ считается поведенческим расстройством аутического спектра, то обычно оно определяется в процессе диагностики аутизма — как правило, междисциплинарной командой, состоящей в том числе из врачей-педиатров, клинических и образовательных психологов, психиатров, логопедов и специалистов по трудотерапии.

Признание ПИТ в качестве поведенческого расстройства внутри спектра аутизма произошло сравнительно недавно, а видимые социальные способности многих детей с ПИТ маскируют их проблемы. Множество детей не диагностируют до тех пор, пока они не повзрослеют, а кто-то бывает диагностирован с иным видом аутизма. Иногда родители чувствуют, что этот другой профиль не совсем подходит. Поверхностная социальность и часто яркое воображение детей с ПИТ создают сложности в диагностике даже для профессиональных психиатров.

Многие родители считают, что опробованные и проверенные стратегии, которые используются с детьми, имеющими различные проявления аутизма, неэффективны для их ребенка с патологическим избеганием требований. Это объясняется тем, что людям с этим профилем нужен менее директивный и более гибкий подход, чем другим в спектре аутизма. В основе данного подхода лежит понимание того, что человек с ПИТ не выбирает преднамеренно "не соответствовать" и не может преодолеть свою потребность в контроле. Однако при грамотной поддержке он может начать делать успехи по мере укрепления доверия и уверенности.

17:42
6157
RSS
21:15

похоже на моего ребёнка, только не могу понять пути воздействия, пути адаптации

21:17

Тут наверное много похожего можно найти поскольку в статье описан один из характерных симптомов, сопровождающих аутизм.