Что представляет из себя аутизм?

Тип статьи:
Авторская

В мировой литературе под аутизмом понимают проявление внешней необщительности, которое выражается в стремлении уйти от социальных контактов, жить в своем собственном мире, закрытом от внешних взаимодействий. Мало общительность, может проявляться в разных формах и как правило является следствием совершенно различных причин. Иногда это просто индивидуальная черта детского характера, но бывает и так, что ребёнок плохо общается из-за проблем со зрением или слухом, из-за общей задержки психического развития, или даже из-за тяжелого влияния госпитализма (хроническим недостатком общения, порожденным социальной изоляцией ребенка в младенческом возрасте). Однако все эти разные случаи проблем взаимодействия оказываются прямым следствием основной недостаточности: малой потребности в общении, трудностей восприятия информации и понимания ситуации, болезненного невротического опыта, хронического недостатка общения в раннем детстве, невозможности пользоваться речью.

Кроме этого, встречается нарушение общения, при котором все эти трудности связаны в один сложный узел, из-за чего невозможно разделить причины и следствия и понять: хочет ли ребёнок общаться, или он просто не может ребенок общаться. Такое нарушение может быть связано с синдромом раннего детского аутизма.

Во многих случаях родителей тревожат следующие особенности поведения аутичных детей:

  • стремление уйти от общения,
  • ограничение контактов даже с близкими людьми,
  • неспособность играть с другими детьми,
  • отсутствие активного, живого интереса к окружающему миру,
  • стереотипность в поведении, страхи, агрессия, самоагрессия.
  • нарастающая с возрастом задержка речевого и интеллектуального развития,
  • трудности в обучении.
  • сложности в освоении бытовых и социальных навыков.

Однако родители чаще всего даже не сомневаются в том, что их внимание и ласка нужны ребёнку даже тогда, когда они не могут успокоить и утешить его. Во многих случаях родители не считают, что их ребенок эмоционально холоден и не привязан к ним.Более того, бывает что ребёнок неплохо взаимодействует с родителями, он дарит им мгновения удивительного взаимопонимания, но в то же время у ребёнка наблюдаются заметные проблемы в социальной коммуникации с другими детьми, либо с дальними родственниками.

Обычно в таких случаях родители не считают своих детей и умственно отсталыми. Аутизм характеризует прекрасная память, проявляемые в отдельные моменты, ловкость и сообразительность, возможность построения сложных фраз (правда не всегда осмысленных), глубокие познания в отдельных областях, чувствительность к музыке, стихам, наблюдательность и просто серьезное, умное выражение лица — все это дает родителям надежду, что ребенок на самом деле «все может» и как будто достаточно его немного поправить, и он станет вполне нормальной личностью.

Но проблемы всё таки есть. Ребёнок с аутизмом действительно многое может понять сам, но привлечь его внимание, научить чему-нибудь бывает крайне трудно. Когда его оставляют в покое, он доволен и спокоен, однако он не выполняет обращенные к нему просьбы, не откликается даже на собственное имя, его сложно втянуть в игру. И чем больше его тормошат, чем больше с ним стараются заниматься, снова и снова проверяя, действительно ли он может говорить, тем больше он отказывается от контакта, тем более ожесточенными становятся его странные стереотипные действия, даже некоторая агрессивность, направленная на себя.

Почему же все способности аутичного проявляются только случайно? Почему он не хочет пользоваться ими в реальной жизни? Подобные вопросы волнуют как родителей, так и воспитателей и учителя аутичных детей.

Существуют разные взгляды на происхождение и причины развития раннего детского аутизма, в силу того что природа аутизма многогранна. Однако есть некоторые общие принципы понимания, которые заключаются в том, что ребёнку трудно реагировать адекватно на внешние воздействия. Для нас это кажется странным и не понятным, для аутиста тоже, но он воспринимает очень болезненно такие внешние воздействия. Как результат — неизбежное желание защититься. Но как ребёнок может защититься — как получится, в меру своих возможностей. Для кого-то такая защита выливается в ответную агрессию, для кого-то хорошим решением является уход в себя, кто-то переключает внимание родителей на что-то другое, что выглядит как не желание сосредоточиться и тд.

Во всех этих случаях важно понимать одно: поведение аутиста — это не причина, а следствие, причина может быть самой разной, но во всех случаях эта причина мешает ребёнку контактировать и реагировать на окружающих обычным способом.

8150
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!