Обучение сенсомоторному мышлению

Обучение сенсомоторному мышлению

Сенсомоторное мышление - это способ восприятия внешней информации при котором важную функцию выполняет наше телесное и эмоциональное восприятие, то есть проще говоря, это язык движения тела.

Мы начинаем учиться с самого рождения и еще до него, с того момента как начинаем что-нибудь ощущать. Наш мозг постоянно получает сигналы от различных рецепторов: каждый орган чувств, каждая мышца, каждая точка нашего тела постоянно шлет в мозг различные сигналы и во время движения и во время покоя. Эти сигналы каждый раз образуют причудливые сочетания, активизируя те или иные нейронные сети и связи в нашем мозгу. Каждое такое сочетание, приводящее к мгновенной новой реорганизации нейронных связей - это процесс обучения.

Сразу после рождения на первом этапе жизни основная учебная задача ребенка - это управление и координация своих органов чувств и движений собственного тела. Как только ребенок начинает двигаться, в его мозгу формируется внутренняя карта движений, которая позволяет ему ориентироваться, взаимодействовать с окружающим миром и самообучаться. Эта внутренняя карта движений называется сенсомоторным интеллектом.

Развитие сенсомоторного интеллекта начинается с первичных рефлексов и базовых движений, которые универсальны для всех детей, и на основе которых уже осваиваются уже более сложные движения. В первые два года ребенок осваивает миллиарды возможных сочетаний положений и движения рук, глаз, плечей и т.д., которые формируют его внутреннюю карту движений. Ребенок посвящает этому процессу все свое время, если только его не останавливает болезнь, травма, плохое питание, эмоциональный стресс или физическая изоляция. Степень точности физических опорных ориентиров в этой карте движения приводит к поддержке или затруднению поддержания устойчивости и ориентации ребенка в пространстве. Эта внутренняя карта является основой на которой строится вся ежедневная активность ребенка, включающая не только ориентацию в пространстве, но и свободу движения, двигательные навыки, речевые способности. Ранние игры и свободные движения позволяют развить навыки детализации внутренней карты движений и формируют сенсомоторный интеллект. Без четких опорных ориентиров на карте, какая-то часть внимания ребенка всегда занята поиском ориентиров и не свободна для обучения. Качественное формирование сенсомоторного интеллекта крайне важно, так как на его основе строятся все прочие интеллектуальные способности человека.

Так как временной промежуток формирования сенсомоторного интеллекта достаточно мал, то существует вероятность его недостаточно полного и сбалансированного формирования. Одна из задач, на которые должны быть направлены усилия - это восполнение навыков равновесия, движения или сенсомоторной координации.

Признаки того, что определенные физические навыки недостаточно развиты:

  1. Неспособность сидеть прямо на стуле с головой центрированной относительно бедер, распределением веса относительно бедер с ногами ровно стоящими на полу.
  2. Избегание позы стоя или утомление в положении стоя.
  3. Наклон головы вперед или опускание подбородка в положении сидя или стоя, загнутый копчик, плечи развернуты внутрь, спина слишком неустойчивая, бедра или плечи неравномерно развернуты или не на одном уровне.
  4. Сложность с балансом, невозможность устоять на одной ноге.
  5. Перепутывание верха и низа или внутреннего и внешнего.
  6. Черезмерно напряженные, хаотичные, гиперактивные движения, рассеянность.
  7. Ночное недержание мочи после 6 лет.
  8. Необычное напряжение или слабость мышц.
  9. Сложность с контролем импульсивности.

В области передвижений:

  1. Короткая длина шага или шаркань.
  2. Избегание ходьбы.
  3. Недостаточность взаимного размаха рук необходимого для кросс моторной координации.
  4. Неспособность подпрыгивать, скакать, прыгать.
  5. Сложности отличия левого от правого.
  6. Недостаток общей гибкости.
  7. Мышечные боли.
  8. Неразвитое чувство времени или дистанции.


В области сенсомоторной координации:

  1. Ловкость.
  2. Неспособность завязать шнурки на ботинках, застегивать пуговицы или использовать ножницы.
  3. Неспособность к устойчивому удержанию авторучки и взаимной координации пальцев руки.
  4. Избегание рисования, письма.
  5. Напряжение шеи или трудности, возникающие при повороте головы.
  6. Чтение вслух механически без понимания.
  7. Неспособность детей старше 7-ми летнего возраста думать про себя без произношения слов вслух.
23:51
7418
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!