Аутичным детям не всегда мешают стереотипные движения рук

Тип статьи:
Перевод
Источник:

Многие педагоги и родители говорят детям с расстройством поведения аутического спектра, что у них должны быть «спокойные руки». Целью данного воспитания является попытка научить детей воздерживаться от тряски кистями или другого самостимулирующего поведения с помощью рук. Мы хотели бы призвать наших читателей отказаться от этого подхода.

С нашей точки зрения «спокойные руки» — это очень проблематичная фраза сразу по нескольким причинам. Во-первых, некоторые дети с аутизмом трясут кистями рук просто потому, что они чему-то радуются. Кто мы такие, чтобы учить как правильно, а как неправильно выражать свою радость?

Во-вторых, некоторые дети трясут кистями рук или раскачиваются взад и вперед, потому что их тело нуждается в движении, чтобы они могли сосредоточиться на чем-то. При наличии сосудистых дистоний подобные движения приводят к нормализации кровообращения и к общему улучшению самочувствия ребёнка. И если эти движения не мешают им учиться или общаться и не мешают другим людям обращаться к ним, то нам стоит предоставить детям свободу регулировать свое состояние так, как им это нужно. В противном случае это будет похоже на игру в «Ударь крота»: мы остановим тряску кистями рук и тут же возникнет какое-то новое движение (а уже оно может оказаться гораздо более неприемлемым или мешающим), которое будет удовлетворять потребность в саморегуляции.

В других случаях функция тряски руками состоит вовсе не в проявлении радости или саморегуляции с помощью необходимого движения, а сообщает нам нам о другой причине, например, скуке, неспособности справиться со слишком сложным заданием, отсутствии интереса, фрустрации, тревожности и так далее. В подобных случаях мы должны провести функциональный анализ поведения (формальный или неформальный), и определить функцию тряски руками. А уже тогда мы сможем:

1. Изменить окружающую среду, поведение взрослых и поведение ровесников таким образом, чтобы у ребенка не возникало потребности в тряске кистями рук.

2. Научить ребенка более уместному и более эффективному поведению, которое будет выполнять точно такую же функцию.

Говорить детям о «спокойных руках» — это очень поверхностное решение того, что некоторые считают проблемой. Точно так же вы можете говорить ученикам, что они должны сидеть на месте весь урок. Вместо этого нам нужно определить, насколько они вовлечены во время урока, и/или ради чего они вскакивают с места.

Если мы проанализируем эти случаи и поймем, что ребенок вскакивает с места ради внимания взрослого, то нам нужно не делать ему замечания, а, наоборот, гарантировать, что взрослые не будут предоставлять ребенку никакого внимания, если он встанет с места. Вместо этого взрослые должны уделять ребенку внимание и поощрять его тогда, когда он продолжает сидеть за партой.

В общем и целом, мы не должны прилагать усилия для того, чтобы остановить поведение. Вместо этого нам нужно сначала определить, действительно ли это поведение вызывает какие-то проблемы и стоит ли вообще его корректировать. Если действительно стоит, то мы должны определить функцию поведения, предпринять необходимые изменения в окружающей среде и поведении других людей, чтобы по возможности предотвратить это поведение, а также учить ребенка замещающему поведению, которое будет выполнять ту же функцию более желательным образом.

11425
RSS
19:36
Даже взрослые Аспергеры признаются, что когда находятся дома одни, раскачиваются или машут руками. Они осознают, что это социально не приемлемо на публике и не делают этого. Но у них получается контролировать эти поведения, к сожалению даже на публике иногда это проскакивает. Всем другим нужно помогать осуществлять этот контроль. Некоторые специалисты предлагают для аутистов предоставить определённые места, в которых они могут беспрепятственно проявлять свои стереотипии, однако подавляя эти проявления в других местах.
Но и это не всегда возможно, так как проблема стереотипии состоит в том, что она очень часто не контролируется, ребёнок её просто не замечает, и в этом случае он не может подавлять…