Проблема одиночества у детей с аутическими расстройствами

Проблема одиночества у детей с аутическими расстройствами

При аутизме в жизни разных детей часто случается одна и та же печальная вещь. Сначала аутенок, в силу своих особенностей, «отказывается» от активного и естественного взаимодействия с окружающими, а затем окружающие, из-за безуспешных попыток достучаться и что-то изменить, отказываются от активного и естественного взаимодействия с ребенком-аутистом. Почему при аутизме так часто срабатывает ловушка одиночества, чем она грозит ребенку-аутисту и как родители могут изменить ситуацию?

Почему срабатывает ловушка одиночества?

Не секрет, что родители детей-аутистов часто сталкиваются с «отсутствием реакций» ребенка на обращения, просьбы, призывы, с «активным отказом» вместе поиграть, почитать, посетить интересное мероприятие и прочее. Не понимая причин таких реакций, не зная как относиться к ним и что делать, многие родители начинают «отходить в сторону», предоставляя ребенку возможность заниматься тем, что ему «нравится» и не вызывает в нем негативных реакций.

Со временем ребенок начинает жить в странном и непонятном для окружающих аутичном мире, а родителям, по большей части, отводится роль немых наблюдателей за происходящим.

Жизнь ребенка и родителей становится не столько совместной, сколько параллельной, разделенной плотной стеной под названием «аутизм».

Ребёнок самостоятельно не может решить эту проблему преодолевая стену аутизма. Психологи считают что основная помеха - это не зрелость эмоционального аппарата, и отсутствие поведенческих стереотипов. Однако именно отсутствие сформированных поведенческих стереотипов определяют основу того, что у детей в раннем возрасте наиболее эффективно удаётся корректировать аутичные черты поведения.

Чем грозит одиночество ребенку-аутисту?

Возможно, вы удивитесь, но многие психические функции человека, обеспечивающие его способность к обычной жизни, имеют социальную природу. Это значит, что они развиваются исключительно в процессе общения и социального взаимодействия. Они не могут появиться «вдруг», «сами по себе», без активного участия, кропотливой целенаправленной помощи и поддержки окружающих людей.

Без помощи себе подобных ни у одного малыша не развиваются: речь, эмоции, понимание происходящего внутри и вокруг. Без достаточного развития этих функций затрудняется полноценное развитие мыслительных процессов и операций.

Полнейшая дезориентация, бессмысленность или неадекватность действий, неспособность управлять собой и своей жизнью, отсутствие средств для того, чтобы стать принятым, оказаться понятым, обратиться за помощью, получить поддержку — вот чем одиночество может грозить любому ребенку, тем более «заботливо» или «беспомощно» оставленному взрослыми наедине с аутизмом.

Как родители могут изменить ситуацию?

Если вы родитель ребенка-аутиста и намерены приложить усилия, чтобы помочь своему сыну или своей дочери, вам придется вернуться в начало статьи. Прочитайте еще раз из-за чего родители, как правило, отказываются от активного естественного общения со своим аутичным ребенком и почему не возобновляют попыток преодолеть стену аутизма, выросшую между ними и их ребенком.

Чтобы действительно изменить ситуацию, вам придется в первую очередь, изменить себя.

  • Не опускать руки из-за безуспешных попыток, а искать, применять, корректировать свои средства общения и взаимодействия с ребенком, чтобы сделать их более эффективными.
  • Не объяснять и оправдывать свое отсутствие и пассивность, а находить время и возможности для того, чтобы быть рядом — показывая, рассказывая, играя, обучая, поддерживая, поясняя.
  • Не довольствоваться чужими убеждениями и своими предположениями, а научиться опираться на текущий жизненный опыт — видеть, слышать, наблюдать, замечать, доверять, делать новые выводы, корректировать привычные действия.

Другими словами, вам придется развиваться, изменяться, узнавать, уточнять и применять новое — практически, делать все то же самое, что будет делать ваш ребенок. Но делать это активнее ребенка, поскольку вам предстоит стать двигателем, головой состава, зацепившись за который, потихоньку, сначала со скрипом, а потом чуть легче, тронется и двинется вперед ваш драгоценный вагончик.

И все это для того, чтобы научиться вовлекать ребенка в общественную жизнь, шаг за шагом выводя его из стен аутичного одиночества, помогая открывать мир и становиться чуть более «обычным».

21:22
4730
23:42
Позитивная статья)